На конец 1996 года в Павловском районе более 500 детей проживают в семьях, находящихся за чертой прожиточного минимума. Тяжелое материальное и социальное положение таких семей, а также семей, в которых родители злоупотребляют спиртными напитками, создает конфликтные ситуации между родителями и детьми, ведет к росту бродяжничества, беспризорности, мелким кражам, совершаемым несовершеннолетними. Ежегодно около 10 детей остается без попечения родителей по причине лишения их родительских прав.
В помощь таким детям, растущим в неблагополучных семьях, оставшимся один на один со своими проблемами, 1 ноября 1996 года в городе Павловске был создан Центр социально-педагогической помощи детям и подросткам (ныне Казенное учреждение Воронежской области "Павловский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"). Цель создания данного учреждения - профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Первоначально у Центра не было отдельного здания, и учреждение арендовало несколько помещений в Павловском детском саду № 10. В 2008 году начался капитальный ремонт здания бывшего детского сада "Ягодка" для того, чтобы разместить в нем Павловский социально-реабилитационный центр.
23 декабря 2015 года состоялось официальное открытие нового здания Центра. Теперь Учреждение размещается в технически оснащенном одноэтажном здании, не являющееся аварийным, отвечающее гигиеническим требованиям к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы. Обеспечены стационарная телефонная связь, интернет. Прилегающая территория озеленена, оборудована тротуаром, имеются зоны для отдыха и площадка для дворовых игр. Размещение учреждения организовано с учетом территориальной и транспортной доступности.
Схема помещений в КУ ВО Павловский СРЦдН
У входа в учреждение размещены:
-
вывеска с наименованием учреждения;
-
информация о режиме работы учреждения.
В помещениях учреждения (в удобном для обозрения месте) располагаются:
-
информация о приемных часах руководителя и заместителя;
-
информация о контактных телефонах;
-
информация о контактных телефонах Департамента социальной защиты Воронежской области;
-
информация о социальных услугах, оказываемых учреждением;
-
информация о порядке предоставления социальных услуг;
-
информация о ближайших учреждениях по работе с семьей и детьми;
-
информация о порядке подачи и рассмотрения жалоб по вопросам качества оказания социальных услуг;
-
правила внутреннего распорядка для получателей социальных услуг КУ ВО «Павловский СРЦдН».
Для оказания социальных услуг в учреждении имеются следующие помещения:
-
административно-хозяйственные помещения;
-
кабинет для выполнения организационно-методической работы;
-
помещения для сна и отдыха несовершеннолетних;
-
зона для приема пищи воспитанниками;
-
актовый зал для ЛФК и музыкальных занятий;
-
кабинет для проведения развивающих занятий с детьми;
-
кабинет педагога-психолога;
-
зона для проведения обучающих занятий со школьниками, с доступом к информационным системам в сети "Интернет".
В учреждении имеются:
-
исправная мебель и бытовое оборудование в соответствии с ростом и возрастом несовершеннолетних;
-
мягкий инвентарь;
-
кухонное оборудование, столовая посуда и столовые приборы;
-
прачечное оборудование;
-
2 единицы автотранспорта;
-
предметы и оборудование, необходимые для оказания социальных услуг и проведения реабилитационных мероприятий;
-
игры, игрушки, книги, канцелярские принадлежности, соответствующие возрасту несовершеннолетних.
Учреждение оборудовано:
-
системами автоматической пожарной сигнализации (далее – АПС) и оповещения людей о пожаре.
-
первичными средствами пожаротушения.
Заключены договоры на обслуживание АПС.
Организовано круглосуточное дежурство сторожей, учеба, тренировки по ПБ и ГО, регулярно проводятся инструктажи по пожарной безопасности сотрудников и антитеррористической защищенности.
Для достижения целей создания Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:
-
обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
-
принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
-
оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учёбы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи;
-
оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации;
-
разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации;
-
обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
-
организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности;
-
содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
-
уведомляет родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в Центре;
-
на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашает родителей (их законных представителей) для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних;
-
на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывает представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений.
Учреждение оказывает следующие услуги:
-
социально-педагогические;
-
социально-правовые;
-
социально-медицинские;
-
социально-психологические;
-
социально-бытовые;
-
социально-трудовые.
Учреждение рассчитано на 20 койко-мест. Ежегодно от 100 до 130 несовершеннолетних проходят курс реабилитации в Центре. В течение года учреждение обеспечивает временное проживание около ста несовершеннолетним, оказавшихся в трудной ситуации. Воспитанники содержатся в Учреждении на полном государственном обеспечении. В учреждении для детей организовано полноценное рациональное 5-разовое питание, которое осуществляется согласно утверждённому 14-ти дневному цикличному меню (возрастные категории 3-6, 7-10 и 11-18 лет).
Распорядок дня воспитанников выстраивается в засимости от возраста и периода пребывания.
В Центре имеются музыкальный зал, кабинет психолога, групповая и игровая комнаты для дошкольников, место для подготовки домашних заданий школьниками. Проведён интернет. В наличии оргтехника, которая используется для выполнения домашних и творческих заданий.На территории Центра расположена игровая площадка и беседки.
Для воспитанников проводятся тематические и спортивные мероприятия, экскурсии в лес. Дети регулярно посещают, музеи, выставки детского творчества, кинотеатр, концерты в ДК "Современник", конно-спортивный клуб "Олимп", спортивный центр "Горняк".
Социально-реабилитационная работа проводится с воспитанниками по разработанным педагогическим составом дополнительным общеразвивающим программам:
I. "Я смогу!" (программа для дошкольников)
Приоритетными направлениями программы являются:
-
познавательно-речевое развитие;
-
социально-личностное развитие;
-
художественно-эстетическое развитие;
-
физическое развитие.
II. "Путь к успеху" (программа для школьников)
Основными направлениями программы являются:
-
Духовно - нравственное воспитание: "Я - человек и личность";
-
Экологическое воспитание: "Я отвечаю за окружающий мир";
-
Физическое воспитание и здоровый образ жизни: "Здоровый образ жизни";
-
Художественно-эстетическое воспитание: "Мир прекрасного";
-
Гражданско-патриотическое воспитание: "Я - гражданин России".
III. "Я в мире...мир во мне..." (программа досуговой деятельности)
Основные модули программы:
-
1 модуль: "Досуг, общение, творчество";
-
2 модуль: "Семья";
-
3 модуль: "Каникулы";
-
4 модуль: "Думай о будущем".
Для организации досуга педагоги Центра предлагают детям посещать разнообразные кружки:
-
«Юные мастера природного богатства" - работа с природным материалом, способствующая развитию мелкой моторики рук, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
-
«Кукольный театр» - вовлечение детей в коллективную театральную деятельность, способствующую развитию речи, творческих способностей. Изготовление кукол для представлений своими руками.
-
«Искусство Канзаши» - работа с лентами, способствующая формированию всех психических процессов посредством занятий художественным трудом.
-
«Разноцветный мир» - нетрадиционная техника рисования, способствующая формировнию пространственного мышления и умения выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм.
-
«Бумажная фантазия» - создание творческих работ из бумаги, способствует формированию творческого мышления, коммуникативной культуры, умению работать в группе.